- 12.08.2022
- Опубликовано: Евгений Цырулев
- Категория: Научные публикации
Электронная коммерция является динамично развивающейся отраслью во всем мире. В России это одна из самых быстрорастущих в последние годы. Ключевым звеном в бизнесе электронной торговли является логистика, которая в этой случае имеет свои особенности.Одним из таких отличий является стремление рынка к экспресс–доставке, позволяющая в сжатые сроки доставить грузы разных категорий до любого места назначения до конечного потребителя. Сроки доставки измеряются часами, а превышение сроков доставки влечёт за собой снижение или даже полную утрату ценности данной услуги. В условиях стремительного развития рассматриваемого рынка услуг растёт и конкуренция между компаниями. Именно в таких условиях одним из основных конкурентных преимуществ будет использование современных логистических технологий и разработок, информационных технологий и научной технической базы.
Развитие компьютерных систем и информационных технологий привело к формированию нового вида экономической деятельности — электронной коммерции или бизнесу электронной торговли. Электронная коммерция — это любая деловая активность, которая посредством глобальных информационных сетей преобразует внутренние и внешние связи с целью создания прибыли.
Электронная коммерция является динамично развивающейся отраслью во всем мире. В России это одна из самых быстрорастущих в последние годы, однако пока показатели далеки от того же рынка в США и Евросоюзе. Ключевым звеном в бизнесе электронной торговли является логистика, которая в этой случае имеет свои особенности. Перевозка для этой отрасли осуществляется до индивидуального конечного потребителя, что определяет характер всей логистической цепи для транспортных компаний.
Виды организации доставки
Существует несколько основных вариантов организации доставки товаров, заказанных в интернет-магазине — создание собственного подразделения доставки (доставка до центральных, региональных складов компании, до конечного потребителя, пунктов выдачи товара), доставка товаров почтой или заключение договора на услуги специализированного посредника (аутсорсинг), который сможет обеспечить доставку, а иногда и полную цепь поставки.
Создавать собственную службу доставки участнику электронной торговли имеет смысл только в случае достаточного объема продаж, при котором использование собственной курьерской службы приведет к реальному снижению накладных расходов на доставку товара. Хотя здесь стоит отметить, что на этапе становления рынка электронной коммерции, это был наиболее часто используемый вариант. Доставка была доступна только в том городе, где располагался склад электронного магазина (поставщика услуг\товара). В крупных городах доставка была серьезной проблемой еще несколько лет назад. Собственная служба доставки требовала серьезного бюджета и становилась выгодной только на определенном этапе развития магазина, а в некоторых случаях не успевала оправдать вложения, и руководство компании принимало решение пользоваться услугами логистических фирм. Для одних групп товаров наиболее критичной частью является скорость и надежность доставки, для других — цена. Надо продумывать в какую сумму покупатель оценивает удобство виртуальной покупки. Очевидно, что цена доставки не должна превышать цену самого товара. Доставка почтой — один из самых простых и общедоступных способов. Достаточно широкий диапазон товаров можно отправить заказной бандеролью, при этом стоимость доставки будет относительно небольшой. Однако длительные сроки доставки являются существенным минусом данного способа. А аутсорсинг доставки оставался недешевым удовольствием. Но за последние пару лет ситуация существенно изменилась. Собственные службы доставки используются обычно в пределах небольших регионов. Отдаленные регионы обслуживаются, как правило, почтой или международными службами доставки, а основная часть доставки передана специализированным операторам.
Транспортная составляющая российской интернет-торговли имеет свои структурные отличия от европейского и американского электронного рынка. Одним из таких отличий является стремление рынка к экспресс-доставке. Условие максимально быстрой доставки товара становится более значительным, чем сами характеристики товара у производителей. Чем шире выбор доставки предлагает интернет-магазин покупателям, тем большую потенциальную аудиторию он может охватить. Экспресс-доставка – это транспортная услуга, позволяющая в сжатые сроки доставить грузы разных категорий до любого места назначения до конечного потребителя. Сроки доставки измеряются часами, а превышение сроков доставки влечёт за собой снижение или даже полную утрату ценности данной услуги. При этом грузовладелец освобождается от всех задач по организации перевозки, выбору вида транспорта и схемы доставки груза, а экспресс-перевозчик несет перед ним ответственность за выполнение перевозки в целом, а так же за сохранность груза с момента его принятия в свое распоряжение и до момента выдачи конечному получателю.
С возникновения экспресс-доставки, основным грузом для экспресс–перевозчиков была деловая корреспонденция. Общемировая тенденция сохраняется, и документы остаются доминирующей категорией, но сейчас ассортимент грузов значительно расширяется. Кроме документов услугами экспресс — перевозчиков пользуются для отправки различных самых различных товаров, при необходимости повышенной сохранности, надежности, а также малых сроках доставки и её точности.
Согласно оценке АСЭП можно определить некоторые факторы, которые позволяют компаниям достигать высокой эффективности и процветания на рынке данных услуг: современное технологическое обеспечение сотрудников и складов\офисов\рабочих мест, сформированная и оформленная структура компании, наличие у компании сети филиалов, представительств, агентств на как можно большей территории, а так же распределение и разделение функций в рамках организационной структуры и высококачественное материально-техническое обеспечение подразделений компаний.
Становление российского рынка экспресс-доставки ведёт к усилению конкуренции и повышению требований к качеству таких услуг, а так же необходимости сокращения сроков доставки, предоставление большего комплекса услуг в цепи поставки. Рассматривая цепи поставок экспресс-грузов, необходимо представлять работу логистического оператора на уровне потоковых процессов для поиска вариантов их оптимизации и учитывать, что основными задачами транспортировки экспресс–грузов являются соблюдение сроков, оперативное управление и мониторинг. При этом необходимо снижение затрат, улучшение качества услуг, упрощение и снижение трудоемкости операций. Однако качество услуг и разнообразие сервисов по-прежнему имеют важное значение, поэтому транспортные компании вынуждены работать над совершенствованием логистической цепочки и сервисами для конечного потребителя. Тенденции роста этого сегмента рынка и необходимость конкурентной борьбы открывают новые просторы для создания новых услуг в логистике.
Новые виды логистических услуг появляются в ответ на требования рынка. Рынок электронной торговли ставит всё более жёсткие, новые и инновационные мультизадачи. Эти инновационные деловые отношения требуют от транспортных операторов не только управления информационными потоками, но и оперативного выполнения задач по физическому движению грузовых потоков. Модель предпринимательской деятельности В2С вызывает новую волну более высокого уровня сервиса и более индивидуального подхода к клиенту.
Быстрые темпы развития рынка услуг по доставке экспресс-грузов, по мнению специалистов, приведут к насыщению рынка. Таким образом темпы роста будут снижаться, и вместе с ними будет снижаться ценовая конкуренция между компаниями. Именно в таких условиях одним из основных конкурентных преимуществ будет использование современных логистических технологий и разработок, информационных технологий и научной технической базы.
Технология RFID
Одним из перспективных технологических решений для конкурентно эффективного отслеживания, сортировки, доставки товаров от интернет-магазина к потребителю является технология RFID (радиочастотная идентификация предмета по радио-метке). Слежение за товаром с использованием RFID может помочь достичь нескольких целей, связанных с экономией времени. Так, радио-метки можно крепить на товар в момент приема логистической компанией или службой. Это позволит эффективнее сортировать и направлять по нужным маршрутам посылку во время её движения по транспортировочной ленте, оснащенной расположенными в определенных местах считывателями RFID, которые управляют механизмом автоматической маршрутизации ленты на транспортере. Радиометки минимизируют потребность в ручных операциях, тем самым повышая скорость и точность распределения посылок. А поскольку радиометки не обязательно должны находиться в зоне прямой видимости считывателей, посылку не нужно переворачивать или брать в руки для того, чтобы прочесть данные.
Дальнейшее развитие рынка будет возможно только с применением современных методов и моделей теории логистики, при этом необходимо детальное изучение методов и моделей применительно к экспресс-грузам.